Две Дорожки – блог подкаст-студии

Что делает продюсер? Объясняем на кейсах

Привет! Меня зовут Сева Качалов, я продюсер подкастов в студии «Две Дорожки». Меня часто спрашивают (и это даже не ложь для красивого словца), в чем заключается моя работа. Ведь действительно, продюсер подкастов звучит очень непонятно и туманно. В этом тексте я расскажу о задачах, которые я выполняю, и зачем вообще нужен продюсер подкастов.
Прежде всего, хочется определиться с терминами, потому что само понятие «продюсер» довольно растяжимое. Есть кинопродюсеры, есть музыкальные продюсеры и т. д., и во всех сферах всегда присутствует своя специфика и свои уникальные задачи. Поэтому я буду говорить только о продюсировании подкастов, но многое из этого текста применимо и к другим областям.
Вообще, в массовом сознании продюсер занимается только финансовой стороной проекта. Спешу вас разуверить, это не так. Конечно, в задачи продюсера действительно входит работа с договором, согласование сметы и другие скучные бухгалтерские моменты. Но количество задач, которые он выполняет внутри проекта, значительно больше, чем вышеперечисленные.
Чтобы было понятнее, приведу аналогию. Давайте вспомним устройство современного компьютера. Там есть процессор, оперативная память, блок питания, жесткий диск, и много чего ещё. Все эти детали действительно важны для корректной работы ПК, но они не выполняют свои функции, пока не подключены к главному узлу компьютера — материнской плате. Именно она связывает все комплектующие воедино и обеспечивает их правильное взаимодействие. Так вот продюсер, это и есть материнская плата подкаста! Именно он делает так, чтобы все участники проекта (ведущие, редактор, монтажер и др.) работали слаженно и выдавали крутой результат. Поэтому продюсер вовлечен в работу абсолютно на всех стадиях производства подкаста. Он аккумулирует в себе всю информацию о проекте и на её основе ставит задачи другим участникам.
Но сейчас это звучит довольно абстрактно, поэтому давайте пройдемся по конкретным задачам продюсера от старта работы до релиза подкаста. А для наглядности рассказ я буду сопровождать реальными кейсами нашей студии.

Разработка концепции подкаста

И сразу переходим к самому главному аспекту. Любой классный проект начинается с интересной идеи. В вашем подкасте может быть не самый лучший монтаж, не самая красивая обложка или джингл — это всё поправимо. Но если у вас скучная концепция, изменить это будет крайне сложно, а порой и невозможно. Это настолько важный этап, что мы даже сделали отдельное обучающее видео с полезными упражнениями, которые помогут придумать классную концепцию. К слову, на нашем канале публикуется очень много полезных материалов по подкастингу, так что подписывайтесь!
Разработать концепцию за 5 минут не удастся, поэтому мы закладываем довольно много времени на то, чтобы создать по-настоящему качественную и уникальную идею. Для этого продюсер очень подробно общается с клиентами: узнаёт их запрос, ожидаемую целевую аудиторию и результаты от подкаста. Одновременно с этим он проводит исследование того, какие уже существуют подкасты в интересующей нас нише, чтобы не повторяться. Собрав необходимые вводные, мы придумываем примерно 3-4 концепции, которая будет отвечать всем запросам, и выбираем из них ту самую!
Так, например, мы в студии разработали два крайне интересных подкаста для Газпромбанка. С помощью подкаста банк хотел продвигать ценности компании, которые действительно ему присущи, но ещё не так заметны вовне. Во-первых, то, что Газпромбанк, на самом деле, очень технологичен, а во-вторых, что он заботится о ментальном здоровье своих сотрудников и и о том, чтобы их рабочий процесс был максимально комфортным. В результате совместно мы сделали два уникальных проекта:
  1. Детский подкаст “Кем работает мама (и папа)?”, который знакомит юных слушателей со сложными IT-профессиями. Каждый выпуск подкаста мы сопровождали дополнительными обучающими материалами, сделанными в игровой форме, чтобы юные слушатели лучше запомнили информацию.
  2. Подкаст “Не планерка”, в котором ведущие, психолог и опытный работник, совместно с приглашенными экспертами обсуждают неудобные и стигматизированные вопросы о психологической гигиене и корпоративной эмоциональной культуре.

Смета и договор

После утверждения концепции продюсер, то есть я, оценивает уровень сложности проекта и на основании этого составляет для него смету, которую потом мы закрепляем в договоре. Это, пожалуй, самый «продюсерский» этап в массовом понимании, без которого никуда. При составлении сметы мы всегда отталкиваемся от возможностей клиента и делаем всё возможное, чтобы сделать качественный подкаст за оптимальное количество денег.

Подбор команды под проект

Теперь, когда все формальности соблюдены, мы можем активно включаться в работу и воплощать наш подкаст мечты в жизнь! Для этого нужна команда. Она формируется в зависимости от итоговой сметы, поэтому количество участников в ней варьируется. Но для наглядности представлю всех возможных подрядчиков:
  • Продюсер
  • Ведущий (или ведущие) подкаста
  • Редактор. Он пишет сценарии к выпускам, а после записи отслушивает весь выпуск и составляет техническое задание (ТЗ) для монтажера, где оставлены только нужные фрагменты. Вот пример того, как у нас строится ТЗ (вот как на картинке, только 7 страниц подряд):
  • Монтажер. Он обрабатывает звук каждого говорящего в подкасте и нарезает выпуск на основе ТЗ от редактора. А вот как выглядит его рабочее пространство:
  • Композитор. Он пишет уникальную мелодию для вашего подкаста, которую принято называть джингл. Эта мелодия, как правило, играет в самом начале и в самом конце выпуска. А еще из нее делают короткие перебивки, которые вставляются между смысловыми блоками. Джингл создает атмосферу вашего подкаста, формирует у слушателя нужное настроение для прослушивания. Из наших работ мне очень нравится джингл для “Важной птицы” — подкаста-путеводителя по городу Черноголовка и его окрестностям. Мы хотели, чтобы джингл был очень расслабленным и располагающим. В итоге получился спокойный джаз, который разбавляется пением птиц на фоне, как бы приглашает слушателя отправиться на прогулку и узнать много нового!
  • Дизайнер. Он создает запоминающуюся обложку, которая будет подходить под настроение подкаста и побуждать новых слушателей ознакомиться с ним. К примеру, ниже вы видите обложку подкаста “Не понаслышке”. Она довольно лаконичная, но вместе с названием сразу сообщает, что скорее всего подкаст будет связан со слухом. И действительно, если заглянуть в описание, то мы увидим, что это подкаст о людях с нарушением слуха и о слухе в целом.
Как я сказал ранее, не все эти исполнители могут быть задействованы: к примеру, вам не нужен отдельный ведущий, или у вас есть знакомый дизайнер, который может сам бесплатно нарисовать обложку. Но при любых условиях наличие продюсера — обязательно! Он знает, как строится работа каждого подрядчика и будет координировать все процессы, чтобы работа выполнялась качественно и в срок.

Организация записи

Когда мы произвели всю первоначальную подготовку, можно приступать к записям. Но для этого нужно:
1) согласовать дату и время записи, чтобы она была удобна ведущим и гостям;
2) чтобы гость понимал тематику выпуска, знал его структуру и понимал «вайб» ведущих. Для этого продуктивно организовать звонок-знакомство (дату которого тоже нужно со всеми согласовать);
3) забронировать студию, а иногда и не одну — если спикер в другом городе. А бывают также и ситуации, когда участник подкаста может записываться только из дома. В такой ситуации нужно отдельно настроить технику для записи, чтобы обеспечить хорошее качество звука.
Вся эта организационная часть тоже на продюсере, он освобождает вас от лишней операционки. И это правда очень облегчает жизнь вам, как креаторам. Для примера давайте возьмем подкаст “Гинекологини”, который мы продюсируем уже больше года. Его ведущие Ольга и Анастасия — практикующие врачи — акушеры-гинекологи. Помимо ведения подкаста они выполняют колоссальный объем работы: ведут приемы, участвуют в конференциях, ведут блоги, пишут книги и т. д. В этой череде задач совершенно нет времени на то, чтобы сидеть и заниматься скучной организационной рутиной. И тут на помощь девушкам приходит продюсер, который полностью берёт операционку на себя, гарантирует, что запись будет в удобное для всех время и пройдет как по маслу.

Присутствие на записи

И вот запись началась! На первый взгляд задача «записать подкаст» может казаться довольно простой. Вы же будете беседовать на интересную для вас тему, к тому же скорее всего вы в ней разбираетесь, и у вас есть много мыслей и инсайтов, которыми можно поделиться. Просто бери и рассказывай!
Но, как правило, когда дело доходит до реальной записи, происходит забавная метаморфоза. Простой факт, что вы говорите под запись, приводит к тому, что все мысли мигом убегают из головы, а словарный запас сужается до ста слов. Это волнение, и это совершенно нормально. Уверяю вас, даже самые опытные ораторы проходили через этот этап.
В такие моменты как никогда нужна поддержка. И ей тоже выступает продюсер! Он отлично понимает, что вы способны записать шикарный подкаст, но сейчас вас нужно немного раскачать. Поэтому он будет делать всё необходимое, чтобы первые (и все последующие) записи прошли для вас максимально комфортно.
Ровно такая ситуация совсем недавно произошла со мной и ведущими подкаста “Радио Поляндрия” Сашей и Алёной. Девушки являются прекрасными ведущими, но на первой записи из-за того, что весь процесс для них был в новинку, они довольно сильно переживали. Это выражалось в том, что от волнения девушки местами начинали говорить слишком быстро, иногда забывали что-то упомянуть, задавали много вопросов. Я со своей стороны, конечно, это замечал и направлял их: подсказывал, как лучше сказать в той или иной ситуации, отвечал на все вопросы, корректировал темп речи и просто подбадривал. В итоге, по моему мнению, уже с самого первого выпуска подкаст получился очень цельным и интересным. А сейчас, когда за плечами Алёны и Саши уже больше 10 выпусков, на новых записях они ведут себя очень уверенно, и моя помощь им практически не требуется.

Публикация выпусков

Подкаст-платформы устроены не очень привычным образом. Если, к примеру, с видеоблогингом у нас есть центральная площадка YouTube, где все выкладывают свои видео, то с подкастами дело обстоит совсем по-другому. У нас нет единого сервиса, где все слушают подкасты. Вместо этого мы имеем примерно 10 различных платформ (Apple Podcasts, Яндекс Музыка и др.), которые предоставляют возможность публиковать у себя ваши выпуски. На всех них нам нужно как-то выложиться, и поверьте мне, это не самая простая задача. Я бы мог здесь начать рассказывать про RSS-feed, про хостинги, про модерацию на площадках… но в этом нет нужды, так как выгрузку эпизодов за вас также осуществляет продюсер. А вы, в свою очередь, можете сфокусироваться на тематическом наполнении выпусков, не тратя время и нервы, чтобы разобраться в технических нюансах.

Продвижение

Важный момент, о котором многие забывают. Недостаточно просто выложить подкаст, нужно хорошо его проанонсировать. И стратегию промо нужно продумать заранее, и это тоже входит в задачи продюсера. Он отлично знает рабочие механики продвижения конкретно для подкастов: какие формулировки стоит использовать в анонсе, какие ссылки давать в постах, на каких ресурсах лучше рассказывать и т.д. Кроме того, он отлично разбирается в рынке, поэтому сразу может предложить идеи для коллаборации с другими подкастами или рекламы в них.
Итак, я вкратце прошелся по основным задачам продюсера на проекте (и это далеко не все детали, которые я упомянул). Если подводить итог и максимально коротко ответить на вопрос «чем занимается продюсер?», то ответ будет такой: облегчать вам жизнь. Координация всех процессов, согласование дат и сроков, коммуникация с подкаст-площадками — вся эта операционка отнимает очень много времени и сил. И что самое главное, отвлекает от основного — проработки смыслов вашего подкаста. Поэтому если вам хочется абстрагироваться от скучной рутины и посвятить всего себя мыслям о том, как сделать выпуски подкаста максимально увлекательными и интересными, то разумным решением будет взять в команду продюсера!